40 новых правил начали действовать в сфере охраны труда в 2021 году. Основной их посыл — усилить контроль за безопасностью работников. Как учреждения столичного Департамента труда и социальной защиты проходят через эти изменения, рассказали специалисты Московского городского центра условий и охраны труда.
Помочь перейти на новый формат
Более 100 учреждений столичного Департамента труда и социальной защиты (а это почти 60%) уже внедрили систему оценки профрисков и начали вести работу по новым правилам.
В этом им помогли специалисты Московского городского центра условий и охраны труда. Они знакомят столичные организации с порядком проведения оценки профессиональных рисков, помогают определиться с методологией и документами, перечнем рисков.
«Главная цель нововведений — совершенствование механизмов по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — рассказывает директор Московского центра условий и охраны труда Юрий Овчинников. — На практике это должно привести к снижению уровня травматизма и несчастных случаев, уменьшению количества работников, трудящихся на вредных производствах, а также предприятий с неудовлетворительными условиями труда».
Оцениваем риски на каждом рабочем месте
Особое место в новых требованиях отводится оценке профессиональных рисков на каждом рабочем месте. С 1 марта 2022 года необходимость выявлять и учитывать риски станет обязанностью каждого работодателя (это прописано в новой редакции 10-го раздела Трудового кодекса РФ). А несоблюдение этого требования может привести к административной ответственности и штрафам.
«Не существует абсолютно безопасных мест работы или процессов. Обязанность руководителя — не только инициировать своевременную оценку уровней рисков и проинформировать работников о результатах, но также провести всевозможные мероприятия по снижению рисков до приемлемого уровня, — рассказывает Юрий Овчинников. — Необходимо понимать, что для каждого рабочего места существуют и свои опасности, и возможности для их минимизации. Например, пол с дефектами в спортивном зале может привести к травмам детей и персонала, поэтому необходимо заранее позаботиться о замене покрытия. А сварочные работы с неправильно подобранными средствами защиты, неудобным рабочим местом или опасным расположением инструментов приведут уже к более серьезным последствиям. Они требуют целого комплекса действий по распознаванию и оценке потенциальных последствий».
В общих чертах оценка рисков выглядит так: для каждой должности перечисляют виды опасностей, затем оценивается вероятность наступления таких событий. По итогам подсчитывается суммарный профессиональный риск.
Безусловно, чтобы перейти к такому риск-ориентированному подходу, любой организации требуется время: определиться с моделью и инструментами оценки рисков, разработать необходимый перечень документации. Это очень длительный и трудоемкий процесс, а сама процедура проведения достаточно кропотливая.
Если работодатель будет пренебрегать новыми правилами, его ждет административный штраф: на должностных лиц — от 2 до 5 тысяч рублей, на юридических — от 50 до 80 тысяч рублей.