C 1 сентября 2021 года вступают в силу новые правила безопасности перевозок. Они подробно изложены в приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Согласно документу, водители должны проходить вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи по безопасности перевозок. Фиксировать проведение инструктажей можно, как и раньше, в специальном журнале, который теперь можно вести в электронном виде. В журнале следует отражать следующую информацию:
- дату проведения инструктажа;
- вид инструктажа;
- должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
- подпись лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
- подписи водителей.
Требование о хранении журналов учета инструктажей водителей в течение трех лет в новых правилах отсутствует.
Правила обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования; перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки; перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.
Согласно пункту 3 новых правил, при организации и осуществлении перевозок пассажиров или грузов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:
вводный; предрейсовый; сезонный; специальный.
Также предусмотрен целый ряд медосмотров: предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый. Обязателен предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспорта. Должны соблюдаться особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей.
Проверку технического состояния транспортного средства можно выполнять в любой момент между двумя рейсами или сменами: перед началом нового рабочего дня (утром) или после окончания предшествующего рабочего дня (вечером).
Было |
Стало |
5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя. |
4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя. |
Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуются обязательные мероприятия, указанные в правилах, включая инструктажи по безопасности дорожного движения.
Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится. Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи. Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.