Накануне зимних каникул, когда у москвичей наверняка появится время и желание посетить картинные галереи, эксперты Московского городского центра условий и охраны труда предлагают вспомнить известные полотна и посмотреть на работы лучших художников с точки зрения безопасности.
Александр Дейнека. Текстильщицы. 1927 год
Акварель «Текстильщицы» была подготовительным эскизом одноименной картины Дейнеки и хранится в Пушкинском музее. Полотно посвящено важной для советского искусства теме — взаимодействию человека и машины.
— Для производственных предприятий существуют специальные требования безопасности. Например, перед началом работ каждый сотрудник должен привести в порядок свою спецодежду и надеть сменную обувь. Выходить в цех в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается из-за риска травм. На картине обувь на ткачихах отсутствует, а это грубейшее нарушение, — рассказал директор Московского городского центра условий и охраны труда Юрия Овчинникова.
Виктор Попков. Новый дом готов. 1961 год
Картина передает искреннее восхищение автора грандиозным масштабом строек, воспевает энергию труда и молодости.
— При очистке остекления зданий существует несколько опасных производственных факторов. Поэтому выполнять такие работы необходимо с дополнительными мерами безопасности, чего мы не видим, поэтому вынуждены отметить серьезные нарушения с точки зрения охраны труда, — объяснил Юрий Овчинников.
Юрий Пименов. Даёшь тяжелую индустрию! 1927 год
Картина – результат творческой командировки на завод «Серп и молот» для выставки к первому юбилею Октябрьской революции. Сюжет с группой сталеваров на фоне коллажа из станков и печей принесла Юрию Пименову славу ведущего специалиста по производственной теме в советской живописи.
— Выполнять такую работу, как на картине, можно лишь в специальной одежде, предназначенной для защиты от вредных и опасных производственных факторов: мелких брызг расплавленного металла, металлической окалины, кратковременного контакта с пламенем, — предостерег Юрий Овчинников. — Здесь сталевары одеты не полностью и стандарты безопасности труда нарушены,
Мария Васильева. С удоя. 1961 год
Тема созидательного сельского труда на полотне казанской художницы Васильевой передает неповторимую атмосферу лета и сложных условий, в которых работали многие женщины, выполняя план по удою.
По Трудовому кодексу при переносе тяжелых вещей до 2 раз в час и чередовании этого труда с другой работой женщина может поднимать до 10 кг. При постоянной работе с тяжестями максимально допустимая норма для женщин — 7 кг, — сообщил Юрий Овчинников. — Очевидно, что молочные алюминиевые фляги (они выпускались объемом 20 или 40 л) в руках доярок гораздо тяжелее, а потому здесь явное нарушение требований по охране труда».
Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 год
Одна из самых узнаваемых картин о Москве — «Свадьба на завтрашней улице». Для многих любителей живописи она олицетворяет жизнь каждого человека, который имел отношение к московским новостройкам в 1950–1960 гг.
— При виде этой картины сразу возникает вопрос: как молодожены попали на стройку? Ведь допуск на строительную площадку посторонних лиц, да еще и без средств защиты, запрещается, а территория объекта обязательно должна ограждаться, — отметил Юрий Овчинников.